В период с 20 по 30 января 2025 года по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава и при деятельном участии Фонда поддержки христианской культуры и наследия группа иностранных студентов Томской духовной семинарии во главе с проректором по учебной работе иереем Виталием Коллантай и начальником учебно-методического отдела Ю.С. Губановой совершила паломническую поездку к святыням Центральной России.
Поездка состояла из нескольких частей. В первой из них ребята посетили Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. В монастыре группа паломников из Томской духовной семинарии прожила несколько дней. Ежедневно посещая утренние и вечерние богослужения, студенты получили незабываемый опыт молитвы, поклонились мощам святых старцев оптинских, посетили с экскурсией не только храмы обители, но и подворье, скит и другие связанные с обителью знаковые места. Особенно одному из студентов 2 курса Петру Саиси понравились службы полунощницы и братских молебнов, которые совершались в 5:30 утра при полностью выключенном свете и лишь с несколькими лампадами. Сами ребята, как отмечает иерей Виталий Коллантай, ежедневно исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн. Также им удалось посетить Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино и мужской монастырь Спаса Нерукотворного в с. Клыково.
В ходе паломничества студенты встретились и пообщались с наместником Оптиной пустыни епископом Можайским Иосифом, а также духовником братии обители игуменом Лаврентием (Балаевым). Встречи были полезны, так как на них обсуждались вопросы, связанные с жизнью и служением пастыря Христовой Церкви.
Вторым пунктом паломнической поездки стал древний русский город, стоящий на «Золотом кольце», – Переславль-Залесский. В этом городе ребята пробыли всего один день, но успели посетить все святые обители: женский монастырь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского Чудотворца; мужской монастырь святого мученика Никиты Готфского; мужской Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь, а также женский Феодоровский монастырь.
На следующее утро паломники совершили соборную божественную Литургию в храме святителя Иоанна Златоуста (подворье Никольского монастыря) в с. Годеново. После Литургии был отслужен молебен с акафистом у чудотворного Годеновского креста. По благословению настоятельницы монастыря игуменьи Евстолии (Афониной) ребятам была проведена экскурсия.
Путь к третьей точке паломнической поездки был не таким продолжительным, как к предыдущей. Этой точкой стал город Москва, где ребята поучаствовали в XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений». В рамках чтений были посещены ряд площадок, посвященных вопросам миссии Церкви, а также некоторым аспектам биоэтики. За несколько дней в Москве студенты посетили Третьяковскую галерею и Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, где прикоснулись к самым известным и почитаемым святым образам Богородицы, а также увидели иконы Византии и древней Руси. По словам студента 2 курса Ефрема Ричарда, «особенно запомнились иконы работы прославленных иконописцев, святого преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и Симона Ушакова».
Также в ходе посещения Москвы семинаристы поучаствовали в экскурсиях по великолепным храмам – это и самый древний каменный храм столицы церковь образа Спаса Нерукотворного в Спасо-Андрониковом монастыре, единственный в России храм в честь преподобного Пимена Великого, храм святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских в Толмачах и храм святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских в Кузнецах, которые относятся к церквям Замоскворечья. Всего за время паломничества в Москве томским студентам удалось поклониться святым чудотворным иконам Богородицы Владимирской, Донской, Толгской, Всех скорбящих радость, Утоли моя печали.
Эта паломническая поездка была уже не первой, но каждый раз, соприкасаясь со святостью в различных уголках России, иностранные студенты получают для себя не только знания, но и молитвенный опыт, а также представление об особенностях русской православной традиции.